РОСКОМРЕФОРМ

ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Руководитель Департамента –

Доктор экономических наук, профессор ЕВСЕЕВ Вадим Олегович.

 

 

Направления работы

  1. Разработка и внедрение моделей экономического развития регионов
  2. Политический туризм (см. присоединённый материал)
  3. Развитие молодёжной политики
  4. Установление экономических связей со странами Средней Азии
  5. Отдых на горнолыжных курортах Средней Азии
  6. Детский отдых в странах Средней Азии
  7. Социологические исследования (политическая, экономическая социология)
  8. Подготовка научных кадров (аспирантура: политология, социология, экономика, педагогика)
  9. Высшее образование – магистратура (профиль –политология, социология)
  10. Второе высшее образование, профиль - журналистика
  11. Оказание помощи в размещении статей в ВАКовском журнале ( Экономика, философия, педагогика)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОЛОДЕЖНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

  1. 1.Политический туризм и международный обмен, как основа международного взаимодействия.

До этого мы говорили о молодежной политике стран Европы, России, устройстве поддерживающих ее институтов, в том числе и международных, таких, как ООН и Совет Европы и политической социализации. Но для создания международного проекта этого недостаточно. Должно быть связующее звено, позволившее бы создать эффективную площадку для взаимодействия между разными группами молодежи, которая бы поспособствовала повышению их политического потенциала и помогла бы более полно проявить себя в политической среде. И поэтому стоит рассмотреть такой аспект внешней политики, как международный обмен студентами, летние школы и политический туризм.

Для начала рассмотрим само понятие образовательного туризма. В условиях глобализации политика тесного сотрудничества между странами на региональном уровне становится все более распространенным явлением. И интеграция между государствами создает потребность у общества в международной мобильности, чему и способствует политический или образовательный туризм. «Образовательный туризм – это молодое и перспективное направление в сфере туристической деятельности, представляющее собой одно из магистральных направлений международного культурного обмена.»[1] Данное направление способствует не только укреплению культурному обмену, но и повышению качества в научной сфере и образования путем обмена и приобретения опыта среди молодых людей разных стран, что положительно воздействует на потенциал участников политического туризма. Также в рамках европейской интеграции для студентов была принята специальная программа ERASMUS (Эразмус), направленная на стимулирование обмена учащихся и преподавателей, а также на разработку новых инициатив в контексте «Болонской декларации»[2] 1999 года. В соответствии с ее положениями, университеты заключают соглашение, согласно которому их учащиеся могут участвовать в программе обмена, что открывает широкий спектр возможностей, как: совершенствование иностранного языка, развитие коммуникативных и социальных навыков в другой культурной и национальной среде, повышение уровня самостоятельности и ориентирование в международной обстановке. То есть служит базой для формирования у молодого человека политического потенциала.

Пока что политический туризм используется молодежью в основном для изучения иностранного языка в среде носителя, что тоже значительно повышает его цену, как будущего специалиста. В европейских странах данная практика носит крайне распространенный характер. Так, во Франции, среди людей 20-40 лет считается базовой основой владение еще одним языком, кроме французского, что является естественной планкой для создания высококвалифицированных молодежных кадров. Поэтому, для вышеуказанных целей в полной мере создаются многообразные языковые программы не только для граждан европейский стран, но и стран Африки, Азии и, конечно, России. К тому же, как показывает практика, даже если программа нацелена на изучение только иностранного языка, она подразумевает общение со сверстниками из принимающей страны, что создает культурную площадку для общения и дискуссий, позволяя поделиться и перенять полезный опыт, а также обзавестись личностными профессиональными ценностями. «Это часто приводит к переосмыслению первоначальных убеждений, позиций и образа мышления, что в результате дает молодому человеку мощный толчок для дальнейшего развития своих навыков, которые и составляют его политический потенциал.»[3] Таким образом, даже краткосрочная поездка по программе образовательного туризма может предоставить студентам и учащимся школ возможность укрепить свое гражданское самосознание, получить опыт общения и адаптации в незнакомом социуме, выработать активную позицию и приобрести профессиональный потенциал. А сама программа может подготовить людей к работе с клиентами, в международных конторах, на основе приобретенных знаний о культурных различиях.

Что касается России, в этом вопросе она несколько отстает от своих западных коллег, так как поездки в другую страну для совершенствования языка или иного образования являются частым явлением разве что для жителей Санкт-Петербурга, Москвы или обеспеченных семей. Тем не менее, сейчас этот вопрос постепенно исчерпывает сам себя, так как услуги образовательного туризма широко предлагаются в Российской Федерации и молодежь все чаще отправляется в подобные туры маленькими компаниями или даже всей школой или учебным потоком. Однако, подобные поездки не должны быть личной инициативой молодежных групп, а продвигаться на государственном уровне, как имеющие приоритетное значение для формирования у молодых политиков профессионального потенциала. В качестве основы развития проекта политического туризма призван стать федеральный закон от 1996 года «об основах туристической деятельности» а базой продвижения на мировой рынок может стать агентство россотрудничества.

Другим востребованным видом политического и образовательного туризма являются летние школы, которые сочетают в себе те же задачи: обучение и туризм. Эти образовательные программы предоставляют возможность изучение языков непосредственно на его родине или другую образовательную деятельность. Но в отличии от обычного образовательного туризма летняя школа подразумевает проживание в семье принимаемой страны и прохождение обучения в университете. Т.е. летние школы представляют из себя целый комплекс программ в виде семинаров, открытых лекций и индивидуальных заданий, направленных на приобретение новых знаний, получение информации и интернационализацию.

В качестве примера стоит привести отчет 19 студентов, участвовавшие в программе летней школы. Так, перед посещением, участники были вовлечены в программу ВОС (Виртуальная образовательная среда), где им были предоставленные видео лекции и учебные материалы по институциональным системам Ирландии, Германии, России, их особенности и недостатки и поставлена задача предложить рекомендации для их улучшения. При этом необходимо было вести дневник, куда вносились предложения и размышления. К концу ВОС студенческими группами был представлен групповой проект, который затем должен был быть представлен в Летней школе. «Так, группа проходящая обучение в Ирландии при Тринити-колледже Дублина занималась социальной работой и училась менеджменту. При этом занятия проводились интерактивно, где особое место отводилось работе в группах, дискуссиям, самостоятельному изучению материалов и взаимодействию с преподавателями.»[4] Помимо этого, проводились общие поездки и знакомства общественными организациями. Проекты были представлены в последний день программы, дополненные приобретенными знаниями. Какую пользу в конечном итоге несут такие летние школы? Во-первых, ставка на работу в группах положительно влияя на социализацию молодых людей, что в будущем пригодится при профессиональной деятельности. Во-вторых, поощрение самостоятельности в виде личного взаимодействия с преподавательским составом. В-третьих, приобретение знаний в учебной сфере. Исходя из этого можно сделать вывод, что практика подобных школ оказывает крайне положительный эффект, так как не просто готовит людей ко взрослой жизни, а дает знания и навыки, чтобы в будущем зарекомендовать себя, как профессионального специалиста и гражданина с активной позицией.

Что касается России, то летние школы – относительно новое явление. Однако, государством проводится активная деятельность по продвижению данного вида образовательного туризма. Уже сейчас существуют подобные летние школы, частично или полностью повторяя западные аналоги в плане программ по изучению языка и взаимодействия с русской молодежью в контексте культурного ознакомления. Так, в 2011 году в БФУ им. И. Канта прошла летняя школа по международным отношениям и политическим наукам StudiaBaltica: Россия и ЕС: новые институты, новые элиты, новые образы. Это был один из первых проектов РФ и ЕС в рамках проведения летних школ. И хотя до статистик европейских школ российским аналогам пока далеко, можно точно сказать, что наша страна имеет в этом направлении весьма большие успехи. В частности, участниками таких школ становятся студенты из стран Африки, в силу того, что в прошлом много студентов из этих стран училось в ВУЗах СССР и учащиеся из Юго-Восточной Азии, в частности, Китая. О нем несколько позже. И одной из фундаментальных задач на данном этапе является конкурентоспособная подготовка выпускников летних школ, которые должны будут обладать высоким уровнем знаний, коммуникативными способностями, хорошо ориентироваться в поставленных социумом задач, получать искомые результаты, а сами школы стать привлекательными для европейской молодежи. Для достижения целей можно использовать программу, схожую с западной. То есть проводить образовательные экскурсии по ведущим ВУЗам, где молодые люди, проходящие летнюю школу могли бы поприсутствовать на открытых лекциях профессоров, задать собственные вопросы или наоборот поучаствовать. Проведение круглых столов и групповых работ. Так же, положительным решением будет проведение экскурсий в российский парламент, встреча с лидером фракций. В качестве завершающего этапа летней школы можно устроить итоговое тестирование в целях анализа первоначального результата с полученным. Это определило бы эффективность летней школы и позволило бы скорректировать программу для достижения более высоких результатов. Все это дало иностранным студентам представление о властных институтах РФ и их устройстве, значительно увеличило бы объем знаний политический потенциал, а также повысила бы имидж и авторитет России на международной арене.

Возвращаясь к Китаю. Хотя наша страна уже имеет длительные связи с организациями Европы, Азии, Америки, международными структурами, в том числе и в плане молодежной и образовательной политики, все же стоит отдельно упомянуть сотрудничество России и Китая. Так, страны организуют совместные образовательные комплексы программ и активно участвуют в студенческом обмене и обучении в ВУЗах выходцев из государства-партнера. Китайские студенты представляют самую большую по численности группу иностранных учащихся дневных отделений российских ВУЗов – более 16 тысяч человек (данные с сайта Минобрнауки РФ). Так же, примерно каждый четвертый представитель Китая из осваиваемых специальностей выбирает русский язык, что создает беспрецедентное сближение КНР и РФ в аспектах национального и молодежного сотрудничества, а также обмен накопленным опытом для повышения общего молодежного потенциала.

Так же, что еще хочется выделить из темы политического туризма – это туризм, связанный не с молодежью, а с профессорами и политическими деятелями. Данная практика подразумевает приглашение иностранного профессора, политика в ВУЗ для открытой лекции или даже целого курса лекций по отдельному предмету или проблематике и широко распространена в учебных заведениях США, Великобритании и Франции. В первую очередь такая практика позволяет услышать точку зрения известного человека, узнать, как проходит преподавательская деятельность, избирательный процесс или выборы в других странах. Это как знания о политических и иных процессах слушающей такую лекцию молодежи, что так же положительно скажется на ее политическом потенциале, так и на репутации учебного заведения, где будет происходить выступление.

Что касается нашей страны, то подобные практики активно применяются в российских ВУЗах, среди которых и РЕУ им. Г. В. Плеханова, приглашая известных политиков, экспертов, профессоров. Тем не менее, необходимо наращивать более интенсивное сотрудничество по этому вопросу с университетами европейских, азиатских и американских стран, так как подобные встречи являются уникальным культурно-политических взаимодействием.

Выводы Политический туризм является одним из важнейших направлений сотрудничества стран в молодежной сфере, формируя и развивая у будущих деятелей политики потенциал, помогая им влиться в современное мультикультурное общество, будучи подготовленным и востребованным специалистом. Именно практика политического туризма должна стать основой проекта по формированию единого молодежного политического потенциала. Россия так же должна активно участвовать в этих процессах, пытаясь создавать собственные похожие структуры и выйти на мировой уровень, развивая образовательный туризм, как стратегически важное внешнеполитическое направление.

  1. 2. Модель проекта по формированию молодежного политического потенциала: структура и задачи.

Международный проект, как форма международного сотрудничества выступает как наиболее перспективная и уникальная форма интеграционного характера, призванная сблизить страны-участницы, а также для своевременного и результативного решения проблем целевых групп. Международный молодежный проект позволит стимулировать сотрудничество между странами Европы, Азии, Африки, Америки и России в вопросах подготовки молодых людей и формирования у них необходимых профессиональных навыков, что позволило бы создать первоначальный молодежный потенциал. Во-первых, эффективность данной проектной формы заключается в том, что в условиях отсутствия единой политики в области обучения молодежи и ее прав, международный молодежный проект помог бы сформировать единые стандарты в этом направлении. Во-вторых, проектная деятельность создает условия для максимальной реализации научно-исследовательского потенциала.

Если говорить непосредственно о самой модели проекта, то стоит начать с ее структуры. Проект будет носить форму молодежного образовательно-политического форума, проводимого на регулярной основе в период раз в год на срок от трех недель до месяца. В целях снижения вероятности использовать данный форум для политического противостояния государств предлагается в качестве основного учредителя задействовать Организацию Объединенных Наций, учитывая ее опыт в продвижении прав молодежи, развитии единой молодежной политики, политическому туризму, обмену и развитию политического потенциала в целом. Соучредителями, принимающими участие в проведения таких встреч призваны выступить международные молодежные организации: JuniorChamberInternational (Международная молодежная палата), объединяющая более 132 стран мира и представительствуя от имени более 8 тысяч национальных молодежных организаций, AIESEC, являющаяся международной ассоциацией студентов, изучающих экономику и управление, TACHYwe, занимающаяся защитой молодежи. При выстраивании программы форумов за основу можно взять европейский опыт проведения молодежных парламентов и опыт российского Селигера, то есть присутствие на таком форуме от каждой страны-участницы представительную делегацию. Что касается финансирования, то предполагается система, при которой страна, являющаяся постоянным членом данного молодежного проекта, должна будет отчислять определенную сумму на поддержание существования форума в зависимости от интенсивности принимаемого в нем участия и количества членов. Также принимаются инвестиции от частных компаний и организаций на безвозмездной основе. О самом членстве в проекте. Оптимальный вариант членства – аналог межгосударственных и международных структур: ЕС, ЕАС, СНГ. То есть, постоянные члены, принимающие непосредственное участие во всех процессах; страны-наблюдатели, молодежь которых не принимает участия в форуме, но наблюдающая за проведением форума, его функционированием и результатах; страна-кандидат – потенциальная новая участница молодежного форума, подавшая заявку на вступление. Молодежь такого государства может принимать полноценное участие в форуме, но страна при этом обладает ограниченными правами и функциями; Стать новым членом можно после двух лет в качестве страны-наблюдателя, а затем будучи страной-кандидатом. В этом случае срок устанавливает комиссия, рассматривающая петицию о становлении полноправным членом молодежного проекта. О руководящих органах. Наиболее оптимальным руководящим органом представляется однопалатный парламент, численность которого будет корректироваться по мере появления новых стран. В качестве парламентариев выступают представители от государств-членов, которые могут выносить на рассмотрение вопросы и проблематики, а также голосовать за или против инициатив, связанных с развитием молодежного форума. Председателем парламента может быть выбрано лицо из числа парламентариев путем прямого голосования. Данная структура руководства частично позаимствована из устройства ООН в силу эффективности и справедливого плюрализма мнений в условиях неоднородности и многонациональности членов международного молодежного проекта. В завершении описания структуры проекта следует уточнить сроки и место проведения форума. В качестве избрание места предлагается использовать метод голосования парламентариями по выбору страны, где будет проводится съезд. В обязанности принимающей стороны входит подготовка площадок для проведения форума и обеспечение безопасности как самого мероприятия, так и молодых участников. Что касается сроков, то оптимальным вариантом было бы ежегодное проведение в конце июля по середину августа, т.е. примерно месяц. Время выбрано с учетом того, что к этому периоду у молодежи заканчивается обучение в учебных заведениях и, следовательно, молодые люди имеют свободное время. Что касается тем обсуждения в рамках круглого стола форума, то они могут формироваться из повестки дня, исходя из общих острых тем, как нарушение прав человека, военные конфликты, формирование гражданского общества, обсуждения процессов глобальной политики или формат, когда представительная группа своей страны выступает с собственной проблематикой и в дальнейшем она проходит в рамках обсуждения круглого стола. То есть темы обсуждения можно разделить на внутренние, внешние и исторические. (См. приложение 3) Входе обсуждения особое место будет иметь групповая дискуссия по проблеме, в ходе которой будет анализироваться процесс происходящего, а участникам стола будет предложено сформулировать причину события и прогноз дальнейшего развития.

В качестве продолжения проекта и извлечения максимальной пользы в интересах России было бы создать более упрощенный вариант международного аналога со странами, входящими в СНГ содружество. В первую очередь это станет отличной возможностью наладить более тесные связи на пост советском пространстве. У РФ и бывших республик имеется тесные культурные и экономические связи. Рост сотрудничества в молодежной сфере путем создание регионального молодежного форума поспособствует укреплению отношений между странами и снижению политической напряженности между Россией и некоторыми республиками. Продвигать и совершенствовать такой региональный молодежный проект можно в рамках Евразийского экономического союза.

Создание международного молодежного проекта – эта абсолютно другой уровень развития сотрудничества между государствами, имеющий множество основных и второстепенных задач, связанных с молодежью, ее воспитанием, политическим участием, правах и так далее. Однако, главной задачей проекта является интернационализация молодежного политического образования, создание международного стандарта качества и укрепление отношений и сотрудничества между нациями, посредством молодежного диалога. Это, в свою очередь подразделяется на ряд более узкоспециализированых задач. Так, предполагаются разработка программ обучения, учитывающих уровень образования молодых людей, их национальные и культурные особенности. Работа в группе, общение с политологами из других стран для установления дружеских контактов, обменом опытом и знаниями, дискуссионные площадки по разному спектру вопросов, помощь во включении молодых людей в социум, выступления докторов наук, известных политиков и ученых, что позволит молодым людям не только общаться, но приобретать и накапливать знания, т.е. потенциал. Другим важным аспектом может стать изучение английского языка, как признанного международным. Учитывая современные реалии востребованности знания, как минимум двух языков, это могло бы стать серьезным шагом в выравнивании интеллектуального баланса молодых людей разных стран и предоставление им в будущем более широких возможностей, связанных с профессиональной деятельностью. Целью данного проекта является даже не столько формирование у молодых политиков и студнтов политического потенциала, сколько создание условий и возможностей, стимулирующих у молодых людей желание вкладывать в самих себя, заниматься политикой, формируя свой потенциал.

Выводы Создание подобного беспрецедентного проекта требует учета огромного количества деталей. От формы проведения молодежного форума, до управленческой структуры. Тем не менее его создание вполне возможно, а при правильном распоряжении денежными и интеллектуальными ресурсами стран-участниц данный проект будет ненамного затратнее членства в той же Организации Объединенных наций, на базе и под покровительством которой и предлагается создать молодежный проект. В то же время для России рекомендуется создать в рамках бывшего Советского союза региональный молодежный проект по формированию потенциала при ЕАЭС. Это положительно повлияет на отношения с бывшими республиками, а с некоторыми снизит напряженность. Итогом же международной программы станет более образованная молодежь, интегрированная в общество, накопление молодыми людьми собственного потенциала, выработка стандарта обучения и развитие межкультурного и межнационального диалога.

 


[1] Широбоков, С. Н. Развитие культурно-образовательного туризма в контексте международного сотрудничества / С. Н. Широбоков // Журнал интеграция образования. – 2014. – № 4 (77). – С. 32.

[2] Bologna process – European Higher Education Area / [Электронныйресурс] // 2014-2016. Электронные данные – URL: http://www.ehea.info/ (дата обращения 10.06.2016)

[3]Альтиссимо, Э., Грин, Ш., Зейра, А., Кенгетер, Ш. Опыт разработки и реализации транснациональной магистерской программы по защите детей имолодежи / Э. Альтиссимо, Ш. Грин, А. Зейра, Ш. Кенгетер; Пер. с англ., общ. ред. Ю. Мирской, И. В. Наместниковой. – М.: ДМК ПРЕСС, 2016. – С. 103.

[4] Альтиссимо, Э., Грин, Ш., Зейра, А., Кенгетер, Ш. Опыт разработки и реализации транснациональной магистерской программы по защите детей и молодежи / Э. Альтиссимо, Ш. Грин, А. Зейра, Ш. Кенгетер; Пер. с англ., общ. ред. Ю. Мирской, И. В. Наместниковой. – М.: ДМК ПРЕСС, 2016. – С. 104.